Продолжается Великий Пост.
В течении Великого Поста в храмах служат Литургию Преждеосвященных Даров по средам и пятницам, а также в дни памяти чтимых святых, например 40 мучеников Севастийских, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,в четверг 5-й седмицы Великого поста, в первые три дня Страстной седмицы.
В большинстве храмов Преждеосвященная Литургия служится утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние службы, поэтому причаститься смогут все постившиеся с полуночи в режиме «ни пить, ни есть».
Те, кому необходим утренний приём пищи в связи с приёмом лекарств, могут причащаться на утренних Литургиях, которые во дни Великого поста совершаются в храмах по субботам и воскресеньям.
*****
Практика совершения Литургии преждеосвященных Даров в вечернее время имеет истоки в древности, в первых веках христианства. Сначала следует вечерня. Кроме того, звучащие за богослужением слова, такие как «пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», «исполним вечернюю молитву нашу Господеви» напоминают о том, что исстари такая Литургия совершалось именно в это время суток.
*****
ДЛЯ ТЕХ, КТО СЧИТАЕТ,
ЧТО ЕМУ НЕЧЕГО СКАЗАТЬ НА ИСПОВЕДИ…
Я не люблю Бога всею душею моею…
Не молюсь со вниманием, благоговением и умилением сердечным…
Во время богослужений, всенощного бдения и даже во время Божественной литургии и в страшный час совершения таин я стою в храме без страха Божия, без благоговения и внимания.
Часто я задерживаюсь умом на неподобающих предметах и вхожу в собеседование со скверными, нечистыми и хульными помыслами в сей страшный час Божественной литургии и во время других служб.
У меня нет глубокого, искреннего, деятельного покаяния, ни скорби о грехах моих, ниже слез.
Я не исповедуюсь с сокрушением сердечным и с полнейшим осознанием того, что, предстоя во время исповеди пред своим духовным отцом, я предстою перед Самим Вседержителем Богом и Ему Самому исповедую свои согрешения.
Я приступаю к таинству святого Причащения недостойно, без должной подготовки, с холодным сердцем…
Я не люблю своего ближнего как самого себя…
У меня нет настоящей любви и должного уважения к моему духовному отцу…
Не имею воздержания, терпения, кротости, смирения: согрешаю осуждением, злословием, ложью, многословием, шутками неподобными, смехотворством, возмущением, гневом, злопамятством, злобой…
Согрешаю чревоугодием, многоядением, лакомством, тайноядением.
Согрешаю всеми моими чувствами, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием.
Согрешаю словом и делом, волею и неволию, ведением и неведением, умом и сердцем.
От нерадения и разленения не соблюдаю себя от пожеланий скверных и нечистых.
Согрешаю гордостию, тщеславием, человекоугодием.
Согрешаю самолюбием, сребролюбием, многостяжанием.
Не храню свое сердце от всего лукавого и суетного, что препятствует общению с Богом.
Не отгоняю с надлежащей поспешностью скверные, нечистые, хульные, гордые помыслы.
Согрешаю ревностью и завистью, вспыльчивостью, гневом, желанием мести.
Я ленив и нерадив к выполнению своих обязанностей и к молитве.
Во всех этих грехах, которые я исповедал пред Богом и пред тобою, отец мой духовный, и в бесчисленных других моих согрешениях, совершенных мною и не исповеданных по забвению или по неведению, каюсь и прошу у Бога прощения. Прости меня и ты, отец мой духовный, и назначь мне молитвенное правило, соответствующее совершенным мною грехам.
Архимандрит Филофей (Зервакос), игумен Лонговардского монастыря на о. Парос († 1980)т