Протоиерей Александр Добросельский, Русская народная линия

DSC07722

Загадка обломовщины, или  «ущербность»  православной цивилизации.

Существует довольно распространенное мнение, что причиной отставания стран с православной культурой от стран «передовых» является православие — вера архаичная, неподвижная, не располагающая к прогрессу, преисполненная суеверий, невежества, средневекового мистицизма и тормозящая цивилизацию. Такое уже давно не свежее мнение происходит из среды, в основном, протестантствующих мыслителей и деятелей. Талантливейшим изображением оснований для этого мнения является бессмертный хрестоматийный роман Гончарова «Обломов», в котором традиционная для православной России жизнь описана как неподвижная, бездеятельная и мечтательная жизнь Обломова — «обломовщина». Положительной же противоположностью выступает деятельная жизнь его друга Штольца, который недаром выведен в романе обрусевшим немцем, — очевидно, подразумевается, что даже одной генетической наследственности оказалось достаточно, чтобы иметь протестантский деловой задор и жизнеспособность. Роман писался в течение 12 лет и, правдиво отразив духовную жизнь российского общества, стал «знамением времени» и повис немым вопросом о возможной неполноценности родной православной культуры. Неужели православная культура предопределена к отставанию и поражениям, а гоголевская «вдохновенная Богом бойкая необгонимая тройка Русь», которой «дают дорогу другие народы и государства»[i],- явное преувеличение? Более того, сознание экономической и политической «отсталости» порождает искушение подозревать и духовную «неполноценность» Православия… И здесь нам не обойтись без краткого богословско-исторического анализа…

читать далее

Образ и подобия Божии как основания для истории человечества

Для того, чтобы нам сделать общественно значимые выводы, ту же концепцию изложим как глобальный мировой процесс.

Начнём с известной истины о том, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26). Образ и подобие изначально, от сотворения человека, настолько неразрывно связаны друг с другом, что богословы весьма неохотно разделяют их, — разделение это очень сложное методически и получается неуклюжим и нечётким[1]. В древности же и вовсе «среди писателей и учителей церковных одни различали образ от подобия, другие же склонны были считать эти выражения синонимами. Кроме того, не всеми учителями Церкви вкладывается в это выражение то же содержание и смысл»[2]. Однако, со временем, учение церковное об образе и подобии Божиих выработалось определённее: «Образ Божий есть то, что человеку дано: каждый человек, приходящий в мир, имеет образ Божий. Подобие же, напротив, есть некоторая заданность, задача, которая стоит перед человеком и которую он должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, это есть существенные свойства человеческой природы, в то время как черты подобия Божия раскрываются в результате направленности человеческой воли к добру. Чертами образа Божия обладают практически все люди, в то время как черты подобия Божия раскрывают далеко не все. Образ Божий в человеке неистребим, тогда как подобие человек может совершенно утратить. По словам свят. Григория Паламы, «после прародительского греха… утратив жизнь по божественному подобию, мы не потеряли житие по образу Его»[3]. Образ — это то, что имеет любой человек, независимо от религии и благочестия: умение мыслить, помнить, чувствовать, общаться, творить, передвигаться, производить на свет подобных себе, понимать, что такое добро и зло (в доступных образу Божию пределах), и прочее, и прочее, то есть, образ Божий — это все те дары, которыми все мы обладаем, что все люди имеют от рождения по природе.

читать далее